Консультация оториноларинголога это одна из наиболее востребованных услуг в государственных и частных клиниках. На прием желают попасть по различному поводу как взрослые, так и дети.
Думаю, не открою Америку если скажу, что результат осмотра напрямую зависит от того, получилось ли плодотворное сотрудничество пациента и врача на приеме.
Особенно трудно бывает в случаях, когда на приёме маленький ребёнок.
Что нужно сделать для того, чтобы прием врача прошел с максимальной пользой?
В этой статье на основании своего и опыта моих коллег постараюсь дать пациентам несколько советов:
1. На приеме врач будет задавать Вам вопросы: на что жалуетесь? Когда началось заболевание? Какие обследования Вам уже проводились? Какие препараты принимаете? Чем лечились? Подготовьтесь заблаговременно к этим вопросам.
2. Не используйте препараты и не проводите манипуляции, которые в итоге могут «стереть» клиническую картину заболевания. Например, не закапывайте в нос сосудосуживающие капли, не очищайте уши или не удаляйте корки из носа перед консультацией. Приходите на прием «как есть», не стесняйтесь проявлений своего недуга. Врача мало чем можно удивить.
3. Обязательно возьмите с собой медицинские документы, такие как медицинская карта, выписные эпикризы, результаты лабораторных исследований, УЗИ, рентгенограммы, результаты КТ или МРТ, аудиограммы, тимпанограммы и так далее. Их наличие на приеме позволит сократить время для проведения дифференциального диагноза и не допустит «дублирование» назначений.
4. Не курите за несколько минут до приема, не используйте туалетную воду с резким ароматом, не кушайте пищу с резким запахом. Не забывайте, что после вашего визита запах остается ещё очень долгое время. Это вызывает недовольство следующих пациентов, да и самому специалисту будет неприятно находиться в кабинете.
5. Не опаздывайте на приём. Помните, что опаздывая вы сокращаете время своего приема и крадете время других пациентов. Уважайте окружающих, у них тоже проблемы и дорожные пробки.
6. Если вы отменяете прием, не забудьте позвонить в регистратуру клиники, это «окошко» может пригодиться другому пациенту.
7. Задавайте врачу вопросы, которые касаются его специальности.
8. Постарайтесь на приеме быть спокойным. Доверяете специалисту, и тому, что он делает или предлагает сделать на приеме. Даже если проблема у Вас в ухе, а доктор считает, что нужно еще обследовать нос, он прав, так как это связанные системы и проблема в одном органе может отразиться на другом.
9. Если у Вас выраженный рвотный рефлекс или будет необходим осмотр гортани постарайтесь не кушать за 2-3 часа до приема.
Если на приеме ЛОР врача ребёнок. Подготовка детей
Наверное, самый сложный пациент — это ребёнок. Малыш может еще не понимать, что с ним происходит и рассказать о том, что его беспокоит. Поэтому мама излагает жалобы за ребенка. Сам же маленький пациент часто испытывает страх незнакомого места и незнакомого человека. Некоторые дети при виде белого халата или инструмента начинают капризничать, бояться, убегать. Их можно понять, они хорошо помнят предыдущий опыт, который был связан с забором крови или постановкой профилактической прививки.
В таких случаях для успешного приема действий одного врача бывает недостаточно. Очень много зависит от поддержки и помощи родителей.
Постарайтесь до визита к врачу заблаговременно говорить ребенком о необходимости посетить доктора. Расскажите, что будет доктор делать, что ему нужно посмотреть. К примеру: «Соня, доктору нужно посмотреть и убедиться, что твой носик или ушки работают хорошо» или «доктор посмотрит хорошо ли мы чистим ушки или нет?
За несколько дней до приема можно поиграть с ребенком в ЛОР доктора. Пусть кукла будет вашим пациентом. Возьмите небольшой фонарик и посмотрите ей ушки, носик. Не забывайте хвалить ребенка.
Если предстоит неприятная процедура, лучше об этом спокойным голосом рассказать ребенку, не говорите слово «боль», а используйте «будет немного неприятно». Убедите малыша, что ему бояться нечего, что мама будет всегда рядом. Пообещайте, что как только все кончится ребенка будет ждать подарок.
Старайтесь не высказываться о своих страхах и переживаниях при ребёнке. Не употребляйте фразу «вот если будешь себя вести плохо, то доктор сделает тебе укол». Этим вы можете вызвать страх ребенка к медицинскому работнику на всю жизнь. Так появляется «болезнь белых халатов».
Иногда бывает так, что ребёнок при первом визите не даётся осмотру. Ничего страшного! В некоторых клиниках практикуют гостевой визит. Ребёнок приходит в клинику, знакомиться с кабинетом, оборудованием, врачом. Никаких осмотров не проводят. Повторный визит уже для него менее неприятен, ведь он теперь знает куда и к кому идет. Мы практикуем короткое посещение к запланированному специалисту с ознакомительной целью в ситуациях, когда вы в находитесь в клинике по другому вопросу (например, сдаёте анализы или побывали на приеме у другого специалиста).
Уже на приемке, врач для того, чтобы успокоить ребенка зачастую проводит прием в виде игры, постоянно поддерживая контакт с малышом и отвлекает его различными вопросами. Голос должен быть спокойным, мягким, показываем своим видом, что ничего необычного не происходит. Я очень часто использую катание вверх и вниз на кресле, даю безопасные инструменты потрогать и подержать в руках. Ребенок убеждается, что никакой опасности они не представляют и успокаивается.
Видите, совсем немного нужно для того, чтобы прием прошел ровно и комфортно как для пациента, так и для врача.
Автор статьи: врач-оториноларинголог высшей категории
Канунников А.В.